Охваченные и восхищённые стремительным развитием Поднебесной часто говорят: “За Китаем будущее! Вот-вот и все пересядут за машины родом из КНР!”. В ответ можно услышать слова из серии: “Не первый год слышим эти обещания!”. Однако вопрос остается открытым и в связи с последними событиями в мире его актуальность только обострилась.
Автомобильные журналисты, техноблогеры, отечественные автомобилисты и дилеры давно ведут между собой споры насчет китайского автопрома. Мнение о нем может основываться на устаревшем стереотипе, что Китай – это дешевый ширпотреб с низким качеством. Автомобили из могущественной страны Азии могут абсолютно не нравится или наоборот привлекать своей ценой, но реальность говорит о том, что китайские машины у нас прижились. Отмечаются некоторые лидеры рынка автопрома прямиком из Китая:
Машины из поднебесной, будь это класс легковых или грузовых автомобилей, продолжают завоевывать российский рынок и занимать лидирующие места по продажам. Подтверждается это статистикой, которая говорит, что в 2021 году автобренды из Китая увеличили свои позиции в сегменте легковых автомобилей приблизительно в 2 раза и подняли свои проценты с приблизительных 3% до 6%. Намерения двух больших стран становятся ясны не только благодаря официальным экономическим показателям, но и личными встречами глав Китая и России. Например, встреча на Олимпиаде в 2022 году отразила намерение развивать сотрудничество, в том числе и в автомобильном производстве. Исходя из этого появляется вопрос: Насколько сильно это развязывает руки крупным китайским предприятиям, занимающимся производством автомобилей?
В перспективе ближайших нескольких лет ожидается появление примерно 5 заводов или сборочных производств на территории Евразийского таможенного Союза, который предусматривает образование единой территории, что облегчает процедуру производства и транспортировки. Новые совместные проекты будут связаны не только с легковым, но и коммерческим транспортом.
Многие предполагают заключение союза между китайским брендом Chery и российским УАЗом. Такие компании, как Changan, Haima, FAW и BYD пытались наладить частичную сборку машин на территории нашей страны. И все идет к тому, что компании вновь попробуют перенести производство в Россию, своими силами или в доле с местными предпринимателями – сделать это снова уже будет гораздо легче, теперь и само правительство России в этом заинтересовано. Касаясь темы комтранса, аргументом к развитию дальнейшего сотрудничества России и Китая в сфере производства и поставок автомобилей выступают совместные проекты «Компас» и «Валдай NEXT», в которых участвуют компании JAC, Камаз и Foton с ГАЗ соответственно. Охарактеризовать данные инициативы можно скорее как отечественное производство, где КНР является поставщиком комплектующих и запасных деталей.
Компании, которые уже пытались зайти на наш рынок со среднетоннажной техникой, могут попробовать сделать это снова. Китай постоянно прогрессирует, причем бешеными темпами, поэтому такие бренды, как Brilliance, BYD, Haima начнут представлять на рынке продукты, которые способны легко конкурировать с западными. Это происходит уже сейчас. Производитель автомобилей BYD, электробусы и электрокары которого уже пользуются популярностью в Европе, заявляет, что к 2024 году готовится принять меры для завоевания российского автомобильного рынка своими электрокарами и малотоннажными машинами.
На российский рынок придут гиганты, компании, имеющие большую историю и показывающие большие результаты по производительности и продажам своей техники: DongFeng, FAW, GAC. Для них российский рынок – чистое поле, на котором они смогут развернуть большую гонку. Неизвестные для отечественного потребителя компании, которые видят перспективы в России: Dayun, Cowin, Roewe, Venucia.
Китай больше не перенимает все подряд. Этот период прошел, и сейчас он создает свои технологии, которые в некоторых аспектах опережают Запад на несколько десятилетий. Идеей будущего является передача управления автомобиля в руки искусственного интеллекта. Такие компании, как Google, Sony уже давно ушли от простой концепции умного автомобиля к чему-то более “интересному”. Стабильно, но уверенно Alibaba и Baidu работают над созданием умных автомобилей. Никто не исключает, что к 30-м годам, в России появятся машины нового поколения.
Закончилась эпоха некачественных подделок типа «Абибас», начинается время господства Азии в сфере новых технологий и науки. Сможет ли КНР «выдавить» Западный и Отечественный автопром полностью – вопрос риторический. Занятые места производителями Японии и Кореи, а также Европы (Германии в частности) не отдадут еще долгое время. Но их процент будет постепенно снижаться под постоянным давлением китайских производителей авто.