Made in China? Как будто что-то плохое! За последние десятилетия недостатки китайского производства успели уйти далеко в прошлое. Сегодня Китай – не только крупнейшая экономика, но и поставщик качественных товаров, не уступающих США и Европе. Китайский автопром здесь не исключение, а яркий пример. Согласно данным «Автостата», успешно пережив пандемию, он легко восстановился и вовсю наращивает обороты. Рассказываем, как это удалось.
История китайского автопрома началась чуть меньше века назад, когда в 1931 году в арсенале Чжана Сюэляна, тогдашнего правителя Манчжурии, появился первый национальный грузовик с говорящим именем Ming Sheng, то есть «Слава». В общем-то, никакой славы не случилось – грузовик появился в единственном экземпляре и представляет собой скорее историческую ценность. Официально же китайский автопром в этом году отпраздновал семидесятилетие, так как датой рождения считается 15 июня 1953 года. Именно в этот день заработал China FAW Group, где FAW расшифровывается как Первый Автомобильный Завод. Звучит как ПАЗ, но путать их не стоит, хотя нечто знакомое слышится неслучайно. Завод открылся при содействии «старшего брата» и во многом был обязан хорошими отношениями между Сталиным и Мао: персонал обучался в СССР, само предприятие было частично скопировано с ЗИЛ, а первый автомобиль Jiefang («Освобождение») оказался точной копией ЗИС-150.
Несмотря на то что отношения между СССР и КНР начали постепенно портиться, весь советский период китайский автопром производил аналоги советских автомобилей. В 1968 году появился на свет будущий гигант Dongfeng Motor Corporation. Правда, открылся он под более скромным названием – ВАЗ: Второй Автомобильный Завод (а вы что подумали?). Объёмы производства были небольшими для такой огромной страны: во многом это обусловлено политическим курсом государства, не поощрявшим частные инициативы. Шутка ли, официально владеть частным автомобилем разрешили только в 2000 году, а до этого машины могли закупать только данвеи – рабочие артели и только в производственных целях. Значительную часть рынка составляли импортные авто – догадались, откуда? Правильно, из Советского Союза. В итоге, после распада СССР производство авто в Китае едва перевалило за 1 миллион в год.
Кардинально ситуация меняется в 21 веке, когда Китай, присоединившись к ВТО, начинает ориентироваться на мировой рынок. Новое тысячелетие Китай начинает с 2 миллионов автомобилей в год, а в 2009-м производство достигает 13,76 миллиона – страна становится крупнейшим производителем автомобилей в мире. В 2022 году показатель достиг 23,836 — почти на 10 миллионов больше. При этом важно не только количество, но и качество. Если первые китайские авто, вышедшие на наш рынок, оставляли желать лучшего как в отношении дизайна, так и технических характеристик, то современный модельный ряд удивляет даже опытного автолюбителя. Во-первых, китайские производители перестали копировать образцы вслепую, а научились брать лучшее. Так, даже бюджетный китайский автомобиль выходит в достойной комплектации с передовым оснащением, в то время как у европейских брендов за «плюшки» приходится доплачивать. Во-вторых, все недостатки быстро устраняются. Этому способствует и привлечение специалистов из зарекомендовавших себя марок. В целом, по данным аналитического агентства JD Power, китайские автомобили не уступают маркам из Европы и других стран Азии.
Сегодня китайский производитель предлагает авто на любой вкус и кошелёк, от доступных и компактных моделей, идеально подходящих для городской езды, до роскошных и мощных внедорожников, способных справиться с самыми сложными дорожными условиями. В салонах «Базис-Моторс» вас ждут такие марки как Chery, Changan, Geely, EXEED, JAC, Dongfeng и Livan.